Как раскрутить сайт - внутренняя оптимизация (ред. 29.06.2011)
В предыдущей части рассказывалось о выборе целевых страниц. После того, как семантическое ядро составлено и страница, которая мы будет продвигать по каждому запросу, выбрана, можно приступить к следующему шагу. Им будет внутренняя оптимизация.
1.3 Внутренняя оптимизация
Оптимизация бывает внутренняя и внешняя. Что такое внутренняя оптимизация? Внутренняя оптимизация - это комплекс мероприятий по продвижению, связанных с работой над самим продвигаемым сайтом. Её проведение можно и нужно начинать ещё при создании сайта, до размещения его на хостинге. Внешняя же оптимизация связана с работой над различными внешними факторами, которые могут благоприятно повлиять на позиции сайта. В основном внешняя оптимизация заключается в получении различными способами ссылок с других сайтов на продвигаемый сайт.
Немного об истории внутренней и внешней оптимизации. Когда первые поисковые системы только появились в интернете, они обращали внимание лишь на внутренние факторы. Когда пользователь набирал тот или иной запрос в строке поиска, они искали, на каких сайтах содержится текст, совпадающий или близкий запросу, и показывали соответствующие сайты в результатах поиска. Однако через некоторое время сайтов стало слишком много, а вебмастера начали специально вставлять на страницы своих сайтов фразы, которые к содержанию сайта отношения не имели, но совпадали с наиболее популярными запросами. И тогда поисковики начали учёт не только внутренних, но и внешних факторов, т. е. стали подсчитывать, например, сколько сайтов ссылаются на ту или иную страницу, и, в зависимости от этого, ставить её выше или ниже в результатах поиска. В настоящее время метод, с помощью которого поисковики вычисляют релевантность, т. е. степень соответствия страницы запросу, очень сложен, он включает в себя огромное число критериев, и о том, каков в точности этот метод, оптимизаторы, продвигающие сайты, могут только догадываться. Однако общие закономерности продвижения сайтов и общие принципы, которыми руководствуются поисковики, известны всем. Об этих принципах ниже и пойдёт речь.
Рассмотрим по порядку внутренние факторы, которые могут благоприятно влиять на положение страницы сайта по определённому запросу.
1) Наличие фразы, соответствующей запросу, в тексте страницы.
Понятно, что для того, чтобы страница находилась по определённому запросу, нужно, чтобы соответствующие слова на этой странице были. Например, на этой странице есть слова "внутренняя оптимизация", и кто-то, набирая в поисковике запрос "внутренняя оптимизация", может найти эту страницу по данному запросу.
Важно знать! Поисковики индексируют лишь простой текст, который непосредственно отображается на странице сразу после её загрузки и доступен каждому. Они не индексируют текст, который появляется в результате работы javascript, не понимают текст на рисунках и баннерах, не видят текст, доступный лишь зарегистрированным пользователям и т. п. Текст, содержащийся в роликах на флэше, поисковики могут индексировать, но не всегда хорошо.
Пример - этот текст, который выводится при помощи javasript, поисковики не проиндексируют и не смогут найти на этой странице:
тт
Чтобы узнать, что видят поисковики на странице, можно использовать специальные сервисы, например, этот - http://pr-cy.ru/simulator
Для того, чтобы страница получила лучшие позиции по желаемому запросу, следует написать соответствующее слово или фразу несколько раз. К примеру, то, что словосочетание "внутренняя оптимизация", употреблено на этой странице не один раз, а несколько, улучшает позиции этой страницы в поисковых системах по запросу "внутренняя оптимизация". Однако, слишком большое число повторений ключевой фразы на странице может не только помочь, но и повредить. Не переборщите. Дать точные рекомендации, сколько раз лучше написать то или иное ключевое слово на странице, нельзя, да и не нужно. Употребите ключевое слово или фразу на странице несколько раз. Число повторений может быть тем больше, чем больше общий объём текста. Скажем, если всего в тексте страницы 100 слов, ключевое слово можно вставить в него раза 3, а если 200 - раз 6. Наилучший же вариант - не подсчитывая число ключевых слов, просто старайтесь написать нормальный текст. Используйте в нём время от времени нужные фразы, но не перегружайте ключевыми словами, так, чтобы пользователь мог нормально его прочитать.
В настоящее время практически все основные поисковики, не только русские, но и зарубежные, учитывают морфологию русского языка. Это значит, что поисковик распознает и найдёт на странице ключевую фразу, даже если она будет в изменённой форме. Например, будет написано не "внутренняя оптимизация", а "внутренним оптимизациям", или не "шёл", а "идти". Лучше всех морфологию русского языка понимает Яндекс. В отличие от других поисковиков, он может понимать формы разных редких, сложносоставных слов и даже слов специально придуманных, на самом деле не существующих в языке (таких, как линкомаулия). Поэтому наряду с точным написанием не бойтесь использовать разные формы ключевого слова или фразы в тексте, поисковики их всё равно учтут.
Более того, последние тенденции в развитии алгоритмов поисковых систем - учёт не только словоформ, но и синонимов слов из введённого пользователем запроса. Допустим, если набрать в Яндексе запрос "дешёвый хостинг", то видно, что Яндекс учитывает в тексте и слово "недорогой", как синоним слова "дешёвый":
В определённой мере учитывает синонимы слов русского языка и Гугл.
2) Выделение ключевых слов некоторыми тегами
Выделение ключевых слов некоторыми тегами также помогает улучшить позиции. Самый главный тег - title, т. е. заголовок страницы. Не пренебрегайте им! Самые важные ключевые фразы, по которым вы продвигаете страницу, обязательно нужно поместить в заголовок. Учтите также, что именно заголовок, наряду с небольшим кусочком текста, взятого со страницы (сниппетом) - это то, что видит пользователь в результатах поиска, и то, что влияет на его решение перейти или, наоборот, не перейти на вашу страницу.
Другими тегами, которые могут помочь усилить вес ключевого слова, являются теги H1, H2, H3..., а также теги жирного и наклонного текста (strong и em). Однако в использовании всех этих тэгов тоже нужно не переусердствовать - вряд ли поисковикам понравится, если вы половину текста выделите жирным шрифтом.
3) Наличие ключевых слов в URL страницы.
Наличие слов в имени домена и в url страницы также учитывается поисковиками. При этом есть несколько вариантов их вхождения. Первый - вхождение в url ключевого слова на русском языке. Например, moysait.ru/автомобили-в-кредит/ С введением в действие доменной зоны .рф кириллицу можно использовать и в имени домена (хотя пока ещё выбор этой зоны в качестве основной для сайта - не самый лучший вариант, по разным причинам). Второй вариант - перевод русских слов в латинское написание (транслит). Например, moysait.ru/avtomobili-v-kredit/. Такой вариант прекрасно учитывается Яндексом и в некоторой мере Гуглом. Третий вариант - перевод ключевых слов на английский. Такой вариант (в ограниченной мере) учитывается Гуглом.
Ещё один момент, связанный с url - динамические страницы c разными параметрами в url, как правило, поисковикам нравятся меньше. Поэтому, по возможности, старайтесь, чтобы url ваших страниц имел вид, например, site.ru/razdel2/nazvanie.php, а не site.ru/index.php?a=2&b=nazvanie Однако делать слишком много вложенных друг в друга разделов (site.ru/razdel1/razdel2/razdel3/...) тоже не нужно.
4) Внутренняя перелинковка
Перелинковка - это связывание разных страниц сайта друг с другом при помощи ссылок. Поисковики придают существенное значение тому, имеются ли ссылки на страницу сайта, и если имеются, то с каким анкором (т. е. какой текст у этих ссылок). Скажем вот эта ссылка - способы заработка в интернете имеет анкор "способы заработка в интернете". Она добавляет немного веса странице http://wseweb.ru/diz/obzor6.htm, на которую ссылается, особенно по запросу "способы заработка в интернете". Таким образом, ставя с одних страниц своего сайта на другие страницы ссылки с анкорами, соответствующими тем запросам, по которым вы эти другие страницы продвигаете, вы немного увеличиваете для них шансы занять по этим запросам место повыше в выдаче поисковиков. Следует иметь в виду, что хотя ссылка с нужным анкором более полезна, ссылка с другим анкором, не соответствующим запросу, тоже приносит некоторую пользу - она передаёт странице немного т. н. статического веса.
5) Другие факторы
Могут принести пользу также:
добавление ключевых слов в параметре alt у картинок;
добавление ключевых слов в мета-теги description и keywords (это оказывает слабое влияние, и лишь на некоторые поисковики);
чистый и правильный html-код, с минимумом лишнего;